Our Club Photo
 
Разделы
 

Частые вопросы (часть II)

Чем отличается Айкидо от спорта?**

 

Айкидо - это японское боевое искусство "Будо". Причем, такое боевое искусство, где первым условием его освоения является духовное и моральное воспитание личности.

 

В 1984 году Международная Федерация Айкидо присоединилась в качестве постоянного члена к Генеральной Ассамблее Международных спортивных федераций GAISF. И коль скоро она относится к GAISF - второй по значимости после Международного Олимпийского Комитета спортивной организации, то в широком смысле Айкидо невозможно не отнести к спорту. Правда, есть одна оговорка: на Всемирных играх, проводящихся под эгидой GAISF, нет официального учета исхода соревнований. И на них не принято придавать соревнованиям те блеск и коммерческую значимость, которые можно наблюдать на Олимпиадах. Можно даже сказать, что спортивная горячка мешает выяснению истинного исхода состязаний - ведь они не являются реальной боевой схваткой. А в Айкидо осуществляется единение ума и тела человека. Здесь никогда не бывает спортивных соревнований между партнерами с целью непременно выявить победителя. Другими словами, Айкидо отличается от спорта по своей сути.

 

В спортивных кругах тоже стали говорить о необходимости бережного и чуткого отношения к морально-психологическому состоянию спортсменов, но, в конечном счете, все равно состояние спортсмена рассматривается как инструмент для достижения победы над противником. В последнее время и из японского Министерства просвещения стали приходить рекомендации типа "в спорте тоже необходимо осуществлять духовное и моральное воспитание". И это логично, поскольку именно духовное и моральное воспитание является путем к существенному подъему образовательного уровня личности. И все же, несмотря на существенные отличия между Айкидо и включающим соревнования спортом, довольно широко распространилось мнение, что они похожи друг на друга.

 

Если говорить об отличиях конкретно, то Айкидо - это "боевое искусство, где первым условием его освоения является духовное и моральное воспитание личности". Это искусство изначально возникло и совершенствовалось в ситуациях, в которых вопрос жизни и смерти решался в одно мгновение. И потому глубина восприятия человеком боевого искусства и спортивных соревнований различаются кардинально. И потому лучше говорить, что Айкидо это перенос методов обучения и воспитания японскому традиционному боевому искусству в современность.

 

Почему в Айкидо нет соревнований?**

 

Когда размышляешь о ценности боевого искусства в современном обществе, то необходимо думать, прежде всего, о его пользе в жизни простых людей. Если в нем не будет чего-то, что было бы полезно в повседневной жизни, то для обычных людей в таком искусстве нет практически никакого смысла. Действительно, многим ли интересно, живя в современном мире, выяснять отношения с другими людьми средствами боевого искусства, да еще упорно стремясь при этом прийти к конечному результату "победа" или "поражение".

 

Мы последовательно придерживаемся позиции: в Айкидо соревнования не проводить.

Если говорить о причине, то она заключается в отсутствии в Айкидо самой идеи "подавить, уничтожить противника!" А когда вы участвуете в соревновании, то, скорее всего, в вас появится настойчивое желании "победить, сокрушить противника". Но если такая мысль появилась, то единения с Природой уже не получится. Такое устремление противоречит гармонии Вселенной.

 

Единение с Природой и гармония с Вселенной - главная цель Айкидо. Следовательно, если вы проводите соревнование, то тем самым вы отвергаете самую важную идейную основу Айкидо. Вот почему соревнования в Айкидо не проводят.

 

Когда на тренировке партнер выполняет в отношении вас прием, в какой степени можно сопротивляться? Если оказать слишком большое сопротивление, то это может создать проблемы партнеру, а если совсем не сопротивляться, то теряет смысл тренировка, не так ли?**

 

Не следует оказывать чрезмерное сопротивление. Хотя, вероятно, найдется много людей, которые считают, что при освоении боевого искусства нет смысла в тренировке, если полностью следовать воле партнера. Однако есть разница между тем, когда вы делаете всё, как говорит партнер, и тем, когда вы двигаетесь по воле партнера, но по предварительно согласованной программе тренировки. Если делать только то, что говорит партнер, то, действительно, пользы от тренировки не будет. Тренировочный эффект возникает, если вы сотрудничаете и двигаетесь так, что ваши намерения понятны партнеру.

 

Из прошлого известен такой пример. Как-то в тренировочный зал пришел господин Ята Итиро. Это был человек, который в 1932 году на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе впервые выступил за японскую команду в соревнованиях по борьбе, а с 1950 года в течение целых 33 лет был бессменным президентом японской любительской Федерации борьбы. И вот он как-то пришел к мысли присоединить Айкидо к своей Федерации борьбы. И желая, прежде всего на собственном опыте, испытать технику Айкидо, он решил посостязаться. Едва он попытался бороться, как с помощью удержания 2-м контролем "никё" (удержание выворачиванием кисти) был поставлен в безвыходное положение и сказал: "Я проиграл!" А ведь он, в сравнении с обычным человеком, был крепче и духом и телом, и все же знаток Айкидо выиграл у него обычным удержанием 2-й сложности "никё". И причина в том, что господин Ята не занимался Айкидо.

 

Айкидо выглядит легким, но, едва начав тренироваться, можно понять, сколько нужно труда, чтобы сделать технику эффективной на практике. Думать, что в реальной обстановке противник вряд ли будет двигаться в соответствии с вашими пожеланиями, и что, следовательно, на тренировке надо оказывать партнеру сопротивление, означает упустить из виду важную часть тренировочного процесса.

 

Разве не создает проблему обилие приемов? Как их запомнить?**

 

Среди новичков, которые только-только приступают к тренировкам, встречаются такие, кто думают, что, если навыки сначала не пропущены через голову, они не могут быть усвоены телом. И, похоже, таких людей становится всё больше, и все они, естественно, являются носителями такого рода сомнений. Эти люди никак не могут понять школу Айкидо по существу: что она сплавлена с Природой и является с ней единым целым. То есть, если события будут происходить по схеме "сначала думают головой, и только потом движется тело", то единство ума и тела не состоится. Людям, которые спрашивают "Как быть, если я не могу запомнить показанный прием и забываю его?", можно ответить так: "Это нормально, что вы способны забывать головой, это не есть недостаток. Старайтесь запоминать телом, вот что важно".

 

Есть ли помимо Организации Айкикай другие школы Айкидо?**

 

Если быть точным, то существуют отдельные от Организации Айкикай школы, имеющие названия, оканчивающиеся на слово Айкидо, типа "ОО Айкидо". Среди них есть и такие организации, чье происхождение неизвестно и чье идейное содержание непонятно.

 

Если та или иная организация не признает свое происхождение от Основателя Морихэя Уэсиба, если она отступила от его учения, то, как бы она ни старалась быть похожей внешне, какой бы философии ни придерживалась, эта организация развивает не Айкидо. Например, организации, которые проводят соревнования, определенно забыли изначальную природу Айкидо и потому называть себя приверженцами Айкидо не могут.

 

В нашем представлении различных школ Айкидо нет. А мнение о том, что несколько ответвлений все-таки есть, само по себе является по отношению к Айкидо некоторым высокомерием.

 

На что следует обращать внимание в повседневной жизни, чтобы это помогало тренировкам?**

 

Одним из важных моментов в повседневной жизни является слежение за своей осанкой и движениями. Однако еще важнее вести себя скромно. В Айкидо важно приводить в гармонию ум и тело. Люди, которые не могут представить себе отношения с другими людьми без конфликтов и борьбы, в своих действиях тоже всегда идут на столкновение и не способны понять, что всегда возможны "мир и согласие". Самым важным для выработки в повседневной жизни действий, исключающих столкновения и конфликты, является стремление вести себя скромно, сдержанно и нерпитязательно.

 

** - цитаты из книги "Лучшее Айкидо основы ", Киссёмару Уэсиба, Моритэру Уэсиба.